Оборачиваемость денежных средств является важнейшим показателем деятельности любой компании. Иначе говоря, это показатель общего количества денежных средств, заблокированных в трубопроводе с момента выкупки компонентов или материалов у поставщиков до продажи конечного продукта и получения денег от потребителей.
Поразительно, насколько положительным может быть цикл оборота денежных средств у многих компаний. В том, что этот цикл длится шесть месяцев или больше, нет ничего необычного. Еще более удивителен тот факт, что многие компании неспособны измерить этот «трубопровод», а значит» неспособны и управлять им.
Время прохождения канала отражает все стадии процесса логистики, включая время, затраченное на закупки, на складское хранение, на производство, сборку и внутренние операции; время на выполнение заявок; время на доставку; и, конечно, время, потраченное впустую, когда ничего не происходит, а материалы, заготовки и готовая продукция пылятся на складе.
Нужно помнить, что каждый день, затраченный на прохождение канала, означает затраты компании. Кроме стоимости привлечения оборотного капитала, существует упущенная выгода. Иначе говоря, пока деньги «заперты» в канале, их нельзя вложить во что-нибудь еще. В больших компаниях, где ежедневный оборот измеряется в миллионах фунтов, или долларов, (стоимость каждого дополнительного дня в канале будет весьма значительной.
Например, подсчитав затраты, на хранение поступающих радарных систем, сотрудники крупной авиационно-космической корпорации обнаружили, что потенциальная экономия была огромной. Экстраполировав эти результаты, они подсчитали, что если бы было возможно получать это сложное и дорогое оборудование точно в срок, то компания смогла бы перевозить каждую систему на BMW последней модели, а потом списать машину, и при этом все равно экономила бы деньги!
Сокращение времени на прохождение канала дает множество преимуществ, включая:
• Однократное высвобождение капитала
• Постоянные преимущества из-за сокращения издержек на финансирование более короткого цикла
• Более быстрое реагирование, а следовательно, и более высокий уровень обслуживания
• Большую защищенность от нестабильности рынка
• Большую гибкость в удовлетворении конкретных требований клиента (например, ассортимент изделий, размеры упаковки, цвет и т.д.)